Андрей Козак: Кио
Сейчас этих фокусников развелось видимо-невидимо, различных
Кио среди них больше сотни наберется, а уж Эмилей - так хоть пруд
ими пруди. Но согласитесь - тот Эмиль Кио, о котором я хочу
рассказать, был всего один. Назад в раздел Чтиво
Отец Эмиля был вертолетчиком, мать - его супругой. Когда
мальчонке не было еще и трех месяцев, его папа стал домогаться
его мамы, в результате чего через год Эмилю уже было три месяца.
Я думаю, не надо объснять, откуда у сына вертолетчика взялось
такое имя. Эмиль с детства был очень подвижным, ходить научился
очень рано. в полтора года, а спустя два месяца (жила его семья в
степи) в другом хуторе научился останавливаться. Из-за своего
неусидчивого и суетного характера он однажды свалился в глубокий
колодец. Когда его вытащили, встревоженная мать спросила, правда
ли, что из колодца даже днем видны звезды?
- Да, - ответил Эмиль; и одна из увиденных им звезд
впоследствии оказалась им самим - звездой фокуса во лбу
отечественного цирка.
В юности жизнь казалась Эмилю бесцельным времяпрепровождением и
он хотел заняться чем-то более серьезным. Его самой заметной
мечтой стала статуя Свободы. "Вот бы ее куда-то убрать, - думал
он, - а потом опять на место поставить..."
Иностранные фокусники,т.н. копперфилды, уже вовсю промышляли
подобным ремеслом, завоевывая любовь и признание зрителей; у
бесчисленных религиозных пророков паства требовала фокуса -
фокуса исцеления, фокуса воскрешения и, увидев фокус,
превозносила пророка до небес. Поэтому Эмиль твердо решил учиться
на фокусника.
Карточным фокусам, а конкретнее - иметь пять тузов в колоде -
научил его один доцент. Он же, кстати,научил его играть в
"города".
Свой псевдоним, Кио, Эмиль взял из лозунга "Коммунизм - это
Советская власть плюс электрификация всей страны", в котором
перегорела часть лампочек и остались лишь буквы К, И и О.
Свои первые фокусы Эмиль Кио готовил в цирковом подвале,
находящемся, кстати, непосредственно под ареной. Сверху, сквозь
открывающееся отверстие, то и дело падал отработанный материал -
исчезающие будто бы предметы, животные, люди, разрезанные куски
тел - результаты неудавшихся трюков. Именно на них Кио и
отрабатывал свои знаменитые репризы.
У цирковых зрителей пользовались популярностью многие его
номера. Например, вот этот. На арену выносится совершенно пустая
коробка. Кио просит ассистента при помощи троса поднять ее на
высоту десяти метров. И вдруг там наверху дно коробки
раскрывается и из нее начинают сыпаться женщины. Зрители в
восторге: надо же, ведь они сами видели, что минуту назад в ящике
никого не было... Это был очень дорогой фокус: нужно было
приготовить три сотни пар зрителей - обыкновенных и восторженных
и, незаметно дергая за веревочку, менять их местами...
Или вот этот. На манеж просят выйти кого-нибудь из зрителей
и крепко взять за руку симпатичную ассистентку. Вдвоем их
запирают в просторном шкафу вроде бы на пять минут, но уже через
30 секунд дверцы резко и внезапно распахиваются... Зритель от
стыда не знает куда и деться - ведь в партере его жена. дети...
Милиционеры, присутствующие на представлении, часто
вмешивались (тревога, у человека отрезают голову!) в ход фокуса.
Поэтому Кио перед началом выступления всегда собирал милиционеров
за кулисами и подробно, как мог, объяснял, что голова никуда не
девается, что это обман зрения и т.д. Из-за этого представление
порой задерживалось на 3-4 часа.
Но вот номер "Исчезающая руководительница фирмы "Властилина"
популярностью не пользовалась. Руководительницу тут же просили
вернуть и попрактиковаться на ней хотя бы в протыкании шпагой.
Свой творческий путь Кио начинал с номера "Вытаскивание из
цилиндра волос Пушкина", в 70-е годы возник его знаменитый
железнодорожный фокус "Мой вагон пустой", в 80-е все его фокусы
были про перестройку и ускорение, в 90-е - в основном про
экологию и Жириновского ("Разрезание Жириновского", "Сжигание
Жириновского", "Жириновский в присутствии двух тысяч зрителей
молчит" и т.п.). Под старость силы у Кио были уже не те, из его
ящичка все чаще появлялись драные кошки, женщины второй свежести,
увядшие бумажные цветы, да и его Жириновский становился все более
вялым. Но все же пиком его творчества стал номер "Сбывшаяся мечта
детства". Тысячи радиослушателей зарубежных голосов в один
прекрасный день обнаружили, что "Свобода" исчезла из Мюнхена, но
уже спустя некоторое время она возникла вновь, но уже в Праге. За
столь грандиозный трюк Эмиль Кио получил шестой дан в магической
квалификации и заимел право носить золотой пояс с потайными
кармашками.
Его последователи, Игорь Ласть и Дэвид Плюс, попытались
повторить этот номер на более низком уровне; вспомните
растворенные в воздухе статуи Ленина, Дзержинского, Калинина в
наших городах, исчезновение экспресса Москва-Малоярославец
отправлением в 13:34, но все это слишком просто и не идет ни в
какое сравнение с тем, что творил великий Кио.
Итак, друзья мои, большой цирк, пила и спички ждут вас! Вот
представьте: на столе стоит аквариум, в котором мирно плещутся
две крупные женщины. А дальше?.. А дальше - как вам подскажет
ваша смелая фантазия.
Дерзайте!